Цена мечты

— Гребаные идиоты! Да что они вообще знают?! Что они могут знать? – он с силой швырнул стакан в стену. Осколки разлетелись в разные стороны, а остатки виски и льда оставили на голубых обоях темнеющую кляксу. — Пусть кто–нибудь, из этих паскудных писак, сам попробует!!!

— Это зависть, Марк. Обычная людская зависть! Успокойся. Ты все сделал правильно. Ты принял верное решение. – она подошла и обвила своими руками шею, сидящего за барной стойкой мужа. – Ты – мой герой..!

Марк с детства боялся прослыть слабаком. Он всегда добивался поставленных целей. Рекорды в спорте, успехи в учебе, популярность у девочек. Быть лидером во всем – вот его призвание! С таким девизом он и двигался по жизни. Его не смогла сломать даже потеря обеих ног! Это было самое тяжелое испытание в жизни Марка.

В конце 70-х он увлекся альпинизмом. Вот тут, как ему казалось, можно доказать самому себе и окружающим чего он стоит! Он добивался поразительных успехов. И за довольно короткий промежуток времени смог покорить несколько сложных вершин. При восхождении на гору Кука, приблизительно на высоте 3000 метров, они с напарником провалились в расщелину, где пробыли тринадцать дней. Марк отморозил ноги, начиналась гангрена. Их тогда спасли. Это казалось чудом, ибо многие сомневались, что они еще живы и что их в принципе найдут! Но спасти ноги не удалось. Конечности пришлось ампутировать почти до колен. Потом была депрессия. Но он смог ее победить и продолжил заниматься спортом. Было очень трудно привыкнуть к протезам, но через несколько лет он стал серебряным призером по велогонке на дистанции один километр, на паралимпийских играх в Сиднее.

Он заказал специальные протезы, чтобы продолжать заниматься альпинизмом. Спустя некоторое время, Марк совершил восхождение на гору Кука на протезах. Он взошел на гору, которая лишила его ног! Пришла популярность. О нем даже сняли документальный фильм. А спустя еще несколько лет, вручили «Орден за заслуги». Марк стал примером для многих.

И вот спустя двадцать с небольшим лет после потери ног, представился случай осуществить мечту его жизни – покорить «Крышу мира» — Эверест!

Все эти годы он тренировался и готовился. В составе группы из четырех альпинистов, он поднялся на гору Чо-Ойю. Этот подъем не принес ему рекорда – до него на высоте свыше 8000 км уже успел побывать другой безногий альпинист. Все сильнее было желание подняться на Эверест и быть первым человеком без ног, который смог это сделать!

И вот, наконец, канал Дискавери, принял его предложение и через пару лет, в апреле начался подъем на самую высокую вершину мира – Эверест! Люди из Дискавери воодушевились возможностью снять эксклюзивный фильм о восхождении человека без ног на самую высокую точку земли. Отснятый материал в дальнейшем мог принести им баснословные дивиденды. Игра стоила свеч. В конце концов, это всего лишь вопрос вложений… Лотерея.

Марк в составе группы из восемнадцати человек, в которую входили шерпы и операторы из Дискавери, благополучно миновал шесть километров пути к вершине, когда случилось первое ЧП. Сломался один из протезов! К счастью, Марк учел и такой вариант развития событий, поэтому взял с собой запасной протез, но тот находился в базовом лагере. Ошибки и просчета быть не должно! Он предусмотрел все! В экстремальных для человека условиях, с помощью клейкой ленты и нехитрых приспособлений был произведен ремонт протеза, и группа двинулась дальше. Позже ему доставили из базового лагеря запасной протез.

Успешно достигнув последнего перед подъемом базового лагеря на высоте 6500 метров, они сделали последнюю основательную остановку перед вершиной. Впереди были еще два перевалочных лагеря на высоте 7000 и 7100 метров и последний перед вершиной «штурмовой» на 8200 метрах. Где-то с 7000 метров начиналась «зона смерти».

Из последнего лагеря к вершине выдвинулись затемно. По расчетам нужно было около 15-16 часов, чтобы взойти на вершину и спуститься к лагерю на южном склоне. Марк планировал взойти по северному склону, а спустится по южному. Спускаться по не пройденному маршруту гораздо труднее и это снижало шансы на успех. Такое до него удалось сделать лишь дважды.

Зона смерти. Такое название было полностью оправдано. Вдоль тропы попадались трупы людей. Около десятка тел! Со съеденными до кости временем и ветром лицами и умерших совсем недавно, словно прилегших отдохнуть. На самом деле трупов там гораздо больше, многие засыпаны снегом и камнями, некоторые уже вморожены в ледник. Периодически ветер то засыпает их снегом, то открывает некоторые тела взглядам альпинистов. Снимать их вниз нет никакой возможности. Вертолеты на такой высоте не летают, а тащить на себе тело весом 70-100 килограммов, и если учитывать коэффициент нагрузки на такой высоте, то и все 300-400 кг, рискуя своей жизнью, ни у кого нет желания. Тела, которые можно было скинуть с тропы в расщелины и пропасти скидывались альпинистами по возможности. Те же трупы, которые находились вне тропы, так и оставались там годами, в позах, в которых приняли смерть.

Самое интересное, что на такой высоте это воспринимается совершенно спокойно. Нет ужаса, нет эмоций, в голове ничего лишнего. Из-за нехватки кислорода, мозг включает защиту, отбрасывая ненужное, экономя ресурс организма. Мысли текут концентрированно, акцентируясь на важном:

– Я делаю шаг…раз, я делаю шаг другой ногой…два. Раз… Два… Раз… Два…. Мне надо поесть… Мне надо спать…. Мне надо идти…

Есть там не хочется совсем. Система пищеварения начинает работать вяло…организм ограничивает и ее, понимая, что начинает медленно умирать, экономя драгоценную энергию на основное: дыхание, сердце, мозг… отключает систему пищеварения и сигналы о голоде в мозг не поступают.

На высоте 8500 метров. Они наткнулись на сидящего в небольшом гроте человека.

Марк шел одним из первых. Он заглянул в грот.

— Вы кто? Что случилось?

— Меня зовут Дэвид! Я спускался и…я устал. Я хочу спать. – тихим голосом произнес незнакомец.

Марк посмотрел на его экипировку. Слишком плохая. Слишком холодная. Как этот человек мог зайти вообще так далеко? Рядом с сидящим валялся кислородный баллон. Один из спутников Марка осмотрел Дэвида.

— У него отморожены руки и часть лица. – сообщил он. – Судя по всему, замерз клапан на кислородном баллоне. Что будем делать?

Все понимали, что оставив этого человека, они обрекают его на смерть. Температура на Эвересте в это время года на этой высоте составляла -20 С днем и -40 С ночью. Основными причинами смерти альпинистов были: упадок сил, отеки мозга и легких, обморожение. За время подъема и спуска, человек терял в весе порядка 15-20 кг. Ежегодно на Эвересте погибают десятки людей.

Марк размышлял. Шансы спасти этого человека были ничтожными. Прерывать подъем для Марка, означало полное фиаско – крах всего, к чему он так долго шел. Плюс к этому, спасая его, они подвергнут опасности свои жизни.

Марк связался по рации с лагерем, в котором находился руководитель их экспедиции Рассел.

— База…база…прием…

— Марк..это Рассел…слушаю тебя…прием..

— Рассел мы на 8500 метрах…тут человек..прием

— Марк…. Не понял…какой человек?..прием

— Зовут Дэвид…поднимался один…вроде клапан на баллоне замерз..прием

— Понял…как его состояние?

— Отморожены руки…кислородное голодание…упадок сил…

— Что делать думаешь?…прием

Марк задумался.

— Марк…ты меня слышишь?..Что делать думаешь?..прием

— Рассел..слышу…тебя..Я…. Я не знаю…

— Могу отправить к нему группу шерпов…он протянет?..прием

— Я не знаю…. Мы можем оставить ему кислород…прием

— Марк, решай…Если решишь возвращаться…то не скоро сможешь снова…. Решай Марк..

— Рассел…ты как думаешь?..прием

— Думаю стоит продолжить восхождение… помощь я организую…а там, как Бог даст..

— Окей!…так и сделаем…

Они оставили Дэвиду баллон с кислородом и продолжили путь.

Позже, операторы, шедшие в хвосте группы, пытались взять интервью у Дэвида и снимали это на камеру.

— Вы кто? Из какой экспедиции? — спросили они его.

— Меня зовут Дэвид Шарп. Из Азиан Трэкинг…. Я устал…я хочу спать…

Группа Марка достигла вершины и спустилась по южному склону в лагерь. Дальше Марк не смог передвигаться самостоятельно. У него были отморожены ноги в зоне контакта плоти с протезами. Ему была оказана необходимая медицинская помощь. Дальше он находился под действием лекарств и смутно помнил происходящее.

Рассел отправил шерпов на помощь Дэвиду. Они дошли до него на следующий день. Он был еще жив. Но спасти его не удалось. Было слишком поздно.

Марк вернулся домой героем. СУПЕРЧЕЛОВЕКОМ!!! Несколько недель он находился на реабилитации в больнице. Ему ампутировали еще часть ног! По выписке он получил все полагающиеся почести. Награды, почет, уважение, известность. Все ведущие журналы выходили с его фото на обложках. Мечта свершилась!

Через некоторое время всплыла история с Дэвидом Шарпом. Оказалось, что в тот день, помимо группы Марка, прошли и остались равнодушными еще несколько групп…Всего 40 человек! Никто не попытался спасти его! Нет, это не был беспрецедентный случай. На такой высоте другие правила и трудно судить людей за то, что они не хотели рисковать, спасая чужую жизнь. Заботься о себе или умрешь! – у подавляющего большинства была именно такая позиция и ее нельзя назвать неправильной.

Дэвид Шарп, стал детонатором бомбы, которая взорвала общественность, расколов ее на две части. Раньше некрасивую правду о неоказании помощи попавшим в беду людям на Эвересте, старались не афишировать. Эверест был неким аттракционом, неким цирком. С разноцветными палатками в базовых лагерях и чудаками-романтиками. Но именно тогда, когда исполнилась мечта Марка, показалась грязная изнанка Эвереста.

Буквально через три дня после гибели Дэвида Шарпа руководитель «Peace Project» Джеми Мак Гиннес и десять его шерпов спасли одного из его клиентов, немного позже после его восхождения на вершину. На это потратили 36 часов, но на импровизированных носилках его эвакуировали с вершины, донеся до базового лагеря.

В СМИ стали появляться статьи примерно следующего содержания:

Дэвид Шарп не должен был умереть. Довольно было бы того, чтобы коммерческие и некоммерческие экспедиции, которые отправлялись на вершину, договорились спасти англичанина. Если этого не произошло, то только потому, что не было ни денег, ни оборудования, в базовом лагере не было никого, кто мог бы предложить шерпам, занимающимся такой работой, хорошую сумму долларов в обмен на жизнь. И, поскольку не было экономического стимула, прибегли к ложному азбучному выражению: «на высоте нужно быть самостоятельным». Если бы этот принцип был верен, на вершину Эвереста не ступали бы старцы, незрячие, люди с различными ампутированными конечностями, совершенно несведущие, больные и прочие представители фауны, которые встречаются у подножия «иконы» Гималаев, прекрасно зная, что то, что не сможет сделать их компетенция и опытность, разрешит их толстая чековая книжка…

Со своими комментариями выступил первый выживший взошедший на Эверест человек Эдмунд Хиллари. Он сказал о недопустимости таких случаев. И призвал к человечности альпинистов.

Вслед за ним выступили еще несколько авторитетных альпинистов. Некоторые осуждали, а кто-то оправдывал группу Марка и других людей, которые в тот день равнодушно прошли мимо Дэвида, стремясь к своей мечте, к цели своей жизни.

Марк же отвергал все обвинения в свой адрес и говорил о том, что выполнял указания руководителя их группы. Рассел же в свою очередь, отвечал, что сам не мог оценить, насколько необходима была помощь, так как находился в базовом лагере…

В общем, эта история стала ниточкой, потянув за которую, журналисты вытащили еще много подобных ситуаций. И теперь, когда люди интересуются Эверестом и людьми на него взошедшими, всплывает темная сторона «Крыши мира».

Жалел ли Марк о том, что принял решение идти вверх? И нет, и да… Если бы вернуть все назад, поступил бы он иначе? Он этого не знает. Счастлив ли он теперь, дойдя до вершины и осуществив свою мечту…Нет!

Поначалу, после осознания своего достижения, он прибывал в эйфории и если честно, то и думать забыл про Шарпа. Когда страсти по его рекорду утихли, а в СМИ все чаще стала муссироваться история с Дэвидом и сорока равнодушными людьми, в числе которых был и он, Марк стал беситься. Все преподносилось так, будто во всем виновен он – безногий инвалид…. Может ему это только казалось, но легче от этого не становилось. Он пытался оправдать себя в своих глазах тем, что даже мать Дэвида Шарпа, была на его стороне и поддерживала принятое им решение.

Он стал заниматься благотворительностью и писать книги. Соратников и друзей заметно поубавилось.

Теперь на каждой встрече с прессой, на каждом мероприятии ему задают один и тот же вопрос:

-Скажите Марк, почему Вы не спасли Дэвида Шарпа?…

Почему не спас Дэвида Шарпа? ПОЧЕМУ НЕ СПАС ДЭВИДА ШАРПА??? ПОЧЕМУ!!?

Это сводит с ума!

В переводе с тибетского «Джомолунгма» означает «Божественная Мать жизненной энергии».

Ни один покоривший эту гору не остается прежним. Эта вершина дает человеку ответ на вопрос — кто он есть? И очень многие узнают о себе то, что не ожидали и не хотели бы знать. Божественная Мать убивает физически, но в тоже время может излечить душу. Там, на Эвересте, уходит все наносное и ненужное, но остается суть. По дороге с вершины вниз, идет человек, сильно отличающийся от романтика стремящегося наверх.

© Oldevergreen

2016 г.

Оставьте комментарий

↓
Перейти к верхней панели